ОДНКНР (5-6 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 -6 классов образовательных
организаций составлена в соответствии с:
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации
от
31
мая
2021
г.
№
287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования
(личностным,
метапредметным,
предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности
обучающихся
на
ступени
основного
общего
образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического наследия
народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию
российского
общества,
формированию
гражданской
идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют
Россию
как
многонациональное
и

многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного
развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны,
который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов
российского
общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии
с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности
содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям
возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом
как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на
микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных
предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального
и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине.
Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
—
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных

национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений;
—
идентификация собственной личности как полноправного
субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития
страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
—
овладение
предметными
преимущественное
значение
для
идентичности обучающегося;

компетенциями,
формирования

имеющими
гражданской

— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
—
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
—
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
—
содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских
духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных,
этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение
своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей
перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям
другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному
обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся
в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
—
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
—
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно,
способности их применять в анализе и изучении социально-культурных

явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34
часа, в 6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс – 34 часа.
Тематический
блок
1.
«Россия
—
наш
общий
дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом —
Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые
даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о
семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных
видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм
в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовнонравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная
ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в
его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись,
графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа
и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство
культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России:
пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в
соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс - 34 часа
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального
облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий
труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют
на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная
обусловленность
различных видов образования. Важность
образования для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской
Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир
религий
в
истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной
жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих
явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом .
Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.
Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
Итоговое повторение.
Итоговый контроль.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевы
результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образов

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитатель

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской граждан
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопр
самостоятельности
и
инициативы;
наличие
мо
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней по
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1.
Патриотическое
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность ро
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему много
России через представления об исторической роли культур народов России, традицион
нравственных ценностей в становлении российской государственности.

2.
Гражданское
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных нор
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформ
принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многон
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственном
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей ил

3.
Ценности
познавательной
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному у
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное м
мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, го
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
способностей
к
духовному
развитию,
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
взглядам людей или их отсутствию.

4.
Духовно-нравственное
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культ
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении мораль
личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и о
к
собственным
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейно
заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпр
(используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательн
практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагог
участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыкам
восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе циф
назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные
универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификац
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (инд
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные
универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнен
сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей комму
своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной ре
— формирование и развитие компетентности в области использования информа
технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учеб
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для с
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деяте
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернат
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планировани

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять кон
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенн
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и кор
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможнос
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществле
учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, уме
специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научног
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

5 класс
Тематический
блок
1.
«Россия
—
наш
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры н
важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования лич
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
«традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развити
поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального со
Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народ
причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на м
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственны
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важност
речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его вза
народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего язык
его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной
культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхожден
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные ф
культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного мн

— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их знач
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скот
рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной ку
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России о
расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «ре
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценн
доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культ
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общест
социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины ми
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для лично
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимо
взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием обществ
знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и ист
культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре с
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравс
основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духо
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семе
семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особен
времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими у
существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счасть
уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравс
сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;—
история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказыв
истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключ
семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса
семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, д
идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейн
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклор
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произвед
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественно
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различн
материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характер
труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укр
семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культу
России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и при
собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных н
предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравств
семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравств
морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной к
обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и куль
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы и

— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчест
важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человек
происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и ум
примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие
«коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического проце
связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения и
нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчеств
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выр
средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как фор
культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в л
произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурны
распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуник
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценнос
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Оте
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидате
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, в
историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой
исторические особенности российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ц
общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федера
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их знач

Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элеме
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи
связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и эта
развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического ра
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и ду
ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать п
культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, ра
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструм
Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художестве
рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнамент
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла из
искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нуж
выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отраже
его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями прож
примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духов
семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между лю
этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопо
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через быто
своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политичес
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностям
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов Росс
территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требования
самоопределения отдельных этносов.

6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
- Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социаль
их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процесс

- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развит
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
- Характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показа
карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтнич
сохранения исторической памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принад
народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согл
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее досто
многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
- Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и осо
периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
климатических, географических и культурно-исторических условиях .

Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
- Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризо
истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидат
труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями с
обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества .
Тема 5 . Образование в культуре народов России
- Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этап
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса позн
- понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественн
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
Тема 6 . Права и обязанности человека
- Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности челов
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
- Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомысли
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественног
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
- Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе,
ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека
сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
- Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств че
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными мор
ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, ува
его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «прав
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его пр
индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современн
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России

- Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негат
изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли
взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
- Характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий Р
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразую
России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для с
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
- Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внут
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
- Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народ
личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополуч
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
- Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлекс
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием
для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения .
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
- Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь об
преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальн
труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «тр
«ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость
последствий .

Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
- Характеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложе
духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личнос
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной вза
благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспе
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
- Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как мно
числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «с
обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих пробле
помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
- Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «в
проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосерд
взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских
регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры на
- Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии наро
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личност
политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
- Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных професс
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие д
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственны
- Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и
развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деяте
объяснять её важность .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного про
- Характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прос
техническим и социальным прогрессом;

- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и го
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательс
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определё
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в об
нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
- Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского само
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
- Характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
- Характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их ва
их проявлений .
Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина
- Характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства
факты и духовно-нравственные ценности;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с нео
качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
- Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую
идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их исто
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям к
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
- Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
- Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров об
произведениями культуры;

- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
1.2. России»?
Наш дом — Россия
1.3. Язык и история
1.4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
1.5. Истоки родной культуры
1.6. Материальная культура
1.7. Духовная культура
1.8. Культура и религия
1.9. Культура и образование
1.10 Многообразие культур России (практическое занятие)
. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Количество часов
всего
контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1

0

0

uchi.ru

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
0
0
0
1

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Семья — хранитель духовных ценностей
Родина начинается с семьи
Традиции семейного воспитания в России
Образ семьи в культуре народов России
Труд в истории семьи
Семья в современном мире (практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

1
1
1
1
1
1

0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
1

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

3.1.
3.2.
3.3.

Личность — общество — культура
Духовный мир человека. Человек —творец культуры
Личность и духовно-нравственные ценности
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Историческая память как духовно-нравственная ценность
Литература как язык культуры
Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные ценности российского народа
Регионы России: культурное многообразие
Праздники в культуре народов России

1
1
1

0
0
0

0
0
0

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

1
1
1
2
2
1

0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
0

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.

4.7. Памятники в культуре народов России
4.8. Музыкальная культура народов России
4.9. Изобразительное искусство народов России
4.10 Фольклор и литература народов России
.4.11 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
. Культурная
(практическое
занятие)
4.12
карта
России (практическое занятие)
.
4.13
Единство страны — залог будущего России. Контрольная работа.
.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
34

0
0
0
0
0
0
1
1

0
0
0
0
1
1
0
4

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Наименование разделов и тем программы
п/п
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1. Мир культуры: его структура
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Культура России: многообразие регионов
История быта как история культуры
Прогресс: технический и социальный
Образование в культуре народов России
Права и обязанности человека
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал
человека
Взросление человека в культуре народов России
Религия как источник нравственности
Наука как источник знания о человеке и человеческом
Этика и нравственность как категории духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Количество часов
всего
контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1

uchi.ru

1
1
1
1
1
1
1

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

1
1
1
1
1
1

1

1

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

Труд делает человека человеком
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Духовно-нравственные
ориентиры социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов
Россииих важность для сохранения духовноСоциальные
профессии;
нравственного
облика общества
Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как
нравственныйучёные
долг России. Наука как источник социального и
Выдающиеся
духовного прогресса общества
3.10 Моя профессия (практическое занятие)
.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Гражданин
4.1.
4.2. Патриотизм
4.3. Защита Родины: подвиг или долг?
4.4. Государство. Россия — наша Родина.
4.5. Гражданская идентичность
4.6. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
4.7. Человек: какой он? (практическое занятие)
4.8. Человек и культура (практическое занятие)
4.9. Повторение и обобщение
4.10 Итоговый контроль
. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.

34

1
1
1
1
1
1
1
1
1

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

1

1
1
1
1
1

6

uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru
uchi.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/
п

Тема урока

2.

Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Наш дом — Россия

3.

Язык и история

1.

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

5.

Русский язык — язык общения и язык
возможностей
Истоки родной культуры

6.

Материальная культура

1

0

0

7.

Духовная культура

1

0

0

8.

Культура и религия

1

0

0

9.

Культура и образование

1

0

0

1

0

1

1

0

0

4.

11.

Многообразие культур России (практическое
занятие)
Семья — хранитель духовных ценностей

12.

Родина начинается с семьи

1

0

0

13.

Традиции семейного воспитания в России

1

0

0

14.

Образ семьи в культуре народов России

1

0

0

15.

Труд в истории семьи

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1
1
1
1

0
0
0
0

0
0
0
0

10.

16.
17.
18.
19.

Семья в современном мире (практическое
занятие)
Личность — общество — культура
Духовный мир человека. Человек —творец
культуры
Личность и духовно-нравственные ценности

21.

Историческая память как духовно-нравственная
ценность
Литература как язык культуры

22.

Взаимовлияние культур

20.

25.

Духовно-нравственные ценности российского
народа
Духовно-нравственные ценности российского
народа
Регионы России: культурное многообразие

26.
27.
28.
29.

Регионы России: культурное многообразие
Праздники в культуре народов России
Памятники в культуре народов России
Музыкальная культура народов России

23.
24.

30.

Изобразительное искусство народов России

1

0

0

31.

Фольклор и литература народов России

1

0

1

32.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, 1
дом (практическое занятие)

0

1

0

0

1

0

1

4

33.
34.

Культурная карта России (практическое занятие) 1
Единство страны — залог будущего России.
1
Контрольная работа.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
ПРОГРАММЕ

6 класс
№
п/
п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

1.

Мир культуры: его структура

1

0

0

2.

Культура России: многообразие регионов

1

0

0

3.

История быта как история культуры

1

0

0

4.

Прогресс: технический и социальный

1

0

0

5.

Образование в культуре народов России

1

0

0

6.

Права и обязанности человека

1

0

0

7.

Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие

1

0

0

8.

Современный мир: самое важное (практическое
занятие)

1

0

1

9.

Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека

1

0

0

10.

Взросление человека в культуре народов России

1

0

0

11.

Религия как источник нравственности

1

0

0

12.

Наука как источник знания о человеке и
человеческом

1

0

0

13.

Этика и нравственность как категории духовной
культуры

1

0

0

14.

Самопознание (практическое занятие)

1

0

1

15.

Труд делает человека человеком

1

0

0

16.

Подвиг: как узнать героя?

1

0

0

17.

Люди в обществе: духовно-нравственное
взаимовлияние

1

0

0

18.

Проблемы современного общества как отражение 1
его духовно-нравственного самосознания

0

0

19.
20.
21.

22.

Духовно-нравственные ориентиры социальных
1
отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
1
духовно- нравственной культуры народов России
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг

24.

Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)

25.

Гражданин

23.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Патриотизм
Защита Родины: подвиг или долг?
Государство. Россия — наша Родина
Гражданская

идентичность

Моя школа и мой класс (практическое
занятие)
Человек: какой он? (практическое занятие)
Человек и культура (практическое занятие)
Повторение и обобщение
Итоговый контроль

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1
1
1
1
1

0
0
0
0
0

0
0
0
0
1

1
1
1
1
34

0
0
0
1
1

1
1
0
6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2.Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности //
Совершенствованиетучебновоспитательного процесса в образовательном учреждении:
Сб.науч.тр.Ч.2.– М., 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
uchi.ru
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/special-course/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».