Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2 города Пикалёво»» ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от 30.08.2018 г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом МБОУ «ООШ № 2 г. Пикалёво» от 31 августа 2018 г. № 169 ПОЛОЖЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ И НОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ 1. Общие положения 1.1. Положение о критериях и нормах оценивания образовательной деятельности (далее по тексту - Положение) МБОУ "Основная общеобразовательная школа №2 города Пикалёво»" (далее по тексту - ОО) призвано обеспечивать единый подход к оцениванию учебных достижений обучающихся. В нем устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами; 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов письменных работ по предметам. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании действующих документов: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, Устава ОО. 1.3. Настоящее Положение регулирует правила применения единых требований к оцениванию обучающихся по различным предметам (дисциплинам). 2. Критерии оценивания предметных результатов ФГОС НОО. 2.1. Безотметочная система оценивания обучающихся 1-х классов 2.1.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение обучающихся 1-х классов, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 2.1.2. Допускается словесная объяснительная оценка; использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (кружочки, квадраты, треугольники и т.д.) не разрешено. Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. 2.1.3. Модернизация содержания образования и организация образовательной деятельности в начальной школе предусматривает работу по формированию детского интереса и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. 2.1.4. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации образовательной деятельности, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. 2.1.5. Основные принципы безотметочного обучения: дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий; приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя); гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения); естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение). 2.1.6. Не подлежат оцениванию: темп работы ученика; особенности личностных психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). 2.1.7. Основные виды контроля текущей успеваемости: мониторинг стартовых возможностей обучающихся, тематический контроль, итоговый контроль. 2.2. Русский язык. Родной язык. 1 класс 1. В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов. 2. В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тесты, в которых написание слова не расходится с произношением. 3. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии. 4. Высокому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 недочета. Среднему уровню развития навыка списывания текста с печатного образца соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 3 и не более 3 недочетов. Низкому уровню развития навыка списывания текста с печатного образца следует отнести письмо, которое в целом, не соответствует перечисленным выше требованиям, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу недочетов относятся: искажение формы букв; несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв; наличие неправильных соединений, искажающих форму букв; выход за линию рабочей строки, не дописывание до нее; крупное и мелкое письмо; отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 2-4 классы Диктанты Оценка «5»: ошибок нет, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма. Оценка «4»: допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии. Оценка «3»: допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов; работа написана небрежно. Оценка «2»: допущено 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов; работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями; пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах; замену слов (более одного); отсутствие знаков препинания в пределах изучения программы данного класса. За ошибку в диктанте не считаются: ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; дважды записанное одно и то же слово в предложении; неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило; перенос слова. Требования к тексту диктанта: Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом на возможность выполнения всеми детьми. Текст содержит достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Требования к количеству слов в диктанте Первое полугодие Второе полугодие 15-20 слов 1 класс 25-35 слов 35-45 слов 2 класс 45 -55 слов 55-65 слов 3 класс 65-75 слов 75-80 слов 4 класс Грамматические задания Оценка «5»: все задания выполнены безошибочно, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100% от общего объёма заданий. Оценка «4»: правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89% от общего объёма заданий. Оценка «3»: правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% - 64% от общего объёма заданий. Оценка «2»: с большинство грамматических заданий не выполнено. Низкий уровень: менее 50% от общего объёма заданий. Словарный диктант Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1 ошибка и 1 исправление. Оценка «3»: 2 ошибки и 1 исправление. Оценка «2»: 3–5 ошибок. Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв. Требования к количеству слов в словарном диктанте Первое полугодие Второе полугодие 5-6 слов 1 класс 8-10 слов 10-12 слов 2 класс 10-12 слов 12-15 слов 3 класс 12-15 слов 15-18 слов 4 класс Изложения и сочинения К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальном уровне образования все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются. Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляются две отметки (первая – за содержание, вторая – за грамотность) Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4 класса – до 25-30 слов. Оценка «5»: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словарного запаса, правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность). б) грамотность: нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 -2 исправления. Оценка «4»: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочёт в содержании и построении текста. б) грамотность: 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления. Оценка «3»: а) по содержанию и речевому оформлению: имеются отступления от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений; бедность словарного запаса; имеются речевые неточности; 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления. Оценка «2»: а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторского текста; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями; словарный запас скудный, однообразный; более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста. б) грамотность: более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений. Контрольное списывание Оценка «5»: нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма. Оценка «4»: 1 ошибка или 1-2 исправления (3-4 кл.); Оценка «3»: 2-3 ошибки и 1 исправление (3-4 кл.); Оценка «2»: 4 и более ошибок (3-4 кл.); За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера. За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов. Требования к тексту для списывания Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. 1-2 класс – списывание с печатного текста. 3-4 класс – осложнённое списывание (пропуск букв на изученные орфограммы). Требования к количеству слов в тексте для списывания Первое полугодие Второе полугодие 20-30 слов 1 класс 30-35 слов 40-50 слов 2 класс 50-60 слов 60-65 слов 3 класс 65-75 слов 75-90 слов 4 класс Тесты Оценка «5»: выполнено 100 - 90% от общего объема заданий; Оценка «4»: выполнено 89 - 75% от общего объема заданий; Оценка «3»: выполнено 74-51% от общего объема заданий; Оценка «2»: выполнено менее 50% заданий от объема заданий. Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание. Комбинированные, диагностические работы (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объёма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 75%- 89% от общего объёма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень средний: 51% - 74% от общего объёма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Низкий уровень: менее 50% от общего объёма заданий. 2.3. Математика 1 класс 1. Текущая аттестация учащихся 1-х классов по математике в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах. 2. В течение учебного года контроль проводится посредством текущих самостоятельных работ (15-20 мин) и контрольной работе в конце учебного года (20-30 мин). 3. В конце учебного года проводится контрольная работа с целью определения уровня предметных результатов согласно требованиям программы по математике. Высокий уровень: работа выполнена без ошибок. Средний уровень: допускает ошибки, но 75% от общего объёма работы выполнено верно. Низкий уровень: допускает ошибки, менее 50% от общего работы выполнено верно. При определении уровня сформированности математических умений орфографические ошибки не учитываются. 2-4 классы Контрольная работа (тематическая) Работа, состоящая из примеров: Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1-2 грубая и 1–2 негрубые ошибки. Оценка «3»: 3–5 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. Оценка «2»: 6 и более грубых ошибок. Работа, состоящая из задач: Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1–2 негрубых ошибки. Оценка «3»: 1-2 грубые и 3–4 негрубые ошибки. Оценка «2»: 3 и более грубых ошибки. Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) Оценка «5»: ошибок нет. Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки. Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. Оценка «2»: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. Математический диктант Оценка «5»: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка «4»: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа. Оценка «3»: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа. Оценка «2»: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа. Тест Оценка «5»: 100% от общего объёма заданий. Оценка «4»: 80% от общего объёма заданий. Оценка «3»: 60% от общего объёма заданий. Оценка «2»: менее 60% от общего объёма заданий. Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание. Самостоятельная работа Носит обучающий характер. Цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. На выполнение самостоятельной работы отводится: 2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин. Оценка «5»: ошибок нет, допускаются 1-2 недочёта. Оценка «4»: не менее 75% от общего объёма заданий. Оценка «3»: не менее 50% от общего объёма заданий. Комбинированная работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объёма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объёма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень базовый: 51% - 74% от общего объёма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Уровень низкий: менее 50% от общего объёма заданий. Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); нерешённая до конца задача или пример; невыполненное задание; ошибки при выполнении чертежа. Негрубые ошибки: неверно сформулированный ответ задачи; неправильное списывание данных (чисел, знаков); незаконченные преобразования; нерациональный прием вычислений; неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За небрежно оформленную работу оценка по математике может быть снижается на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной итоговой работе. 2.4. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец года у каждого учащегося, оценка формируется по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Проверка техники чтения (нормативы ФГОС НОО) Примечание: 1. Ученику дается время на вчитывание в текст (10-15 секунд). 2. Первые две технических ошибки при чтении не влияют на итоговое оценивание. 3. При проверке техники чтения повышенного уровня каждый показатель увеличивается на 20 слов. Класс Конец учебного года 1 класс «2» – менее 20 слов в минуту «3» – 20-30 слов в минуту «4» – 31-39 слов в минуту «5» – 40 и более слов в минуту 2 класс 3 класс 4 класс «2» – менее 45 слов в минуту «3» – 45-50 слов в минуту «4» – 51-59 слов в минуту «5» – 60 и более слов в минуту «2» – менее 65 слов в минуту «3» – 65-75 слов в минуту «4» – 76-79 слов в минуту «5» – 80 и более слов в минуту «2» – менее 85 слов в минуту «3» – 85-95 слов в минуту «4» – 96-99 слов в минуту «5» – 100 и более слов в минуту Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов); неправильная постановка ударений (более 2); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Чтение наизусть Оценка «5»: твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4»: знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»: читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2»: нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения; соблюдение пауз; правильный выбор темпа; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение. Оценка «5»: выполнены правильно все требования. Оценка «4»: не соблюдены 1-2 требования. Оценка «3»: допущены ошибки по трем требованиям. Оценка «2»: допущены ошибки более, чем по трем требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать безошибочно; читать выразительно. Оценка «5»: выполнены все требования. Оценка «4»: допущены ошибки по одному какому-то требованию. Оценка «3»: допущены ошибки по двум требованиям. Оценка «2»: допущены ошибки по трем требованиям Пересказ Оценка «5»: обучающийся пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4»: допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3»: пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2»: не может передать содержание прочитанного. 2.5. Английский язык Отметку «5» -получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умения применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметку «4» -получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметку «3» -получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и два недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и три недочета, или 4-5 недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 40-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку «2» -получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 40% содержания 2.6. Окружающий мир В рамках курса «Окружающий мир» разнообразные полученные школьниками знания должны позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний при решении заданий различного уровня. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, то есть умения по использованию знаний. Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы. Способы оценивания: Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных (проектных) заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. По итогам проверочной, самостоятельной, контрольной работы оценка ставится всем ученикам. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. Оценка «5»: уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Оценка «4»: уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. Оценка «3»: достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. Оценка «2»: уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Тестовая работа, диагностическая работа (формат ВПР, НИКО) Оценка «5»: безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Уровень высокий: 90% -100% от общего объёма заданий. Оценка «4»: безошибочное выполнение не менее 3/4 заданий. Уровень повышенный: 75%- 89% от общего объёма заданий. Оценка «3»: правильное выполнение не менее 1/2 заданий. Уровень базовый: 51% - 74% от общего объёма заданий. Оценка «2»: большинство заданий не выполнено. Уровень низкий: менее 50% от общего объёма заданий. 2.7. Изобразительное искусство Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов активность участия; умение собеседника прочувствовать суть вопроса; искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность; самостоятельность; оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание); владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания; общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы. Система коллективных работ дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка) Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5»: поставленные задачи выполнены, работа выразительна, интересна. обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка «4»: поставленные задачи выполнены, но работа не выразительна обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. Оценка «3»: поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка «2»: поставленные задачи не выполнены обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока. 2.8. Технология Оценки выставляются за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт; определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними. Критерии оценки за выполнение изделия в целом: Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия. Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем обучающимся. Критерии оценки за отдельные технологические операции: Оценка «5»: точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых ; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы). Оценка «4»: если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й класс). Оценка «3»: если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс). Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько, оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения. 2.9. Музыка Оценка теоретических знаний учащихся Оценка «5»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «4»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «3»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Оценка хорового пения Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Оценка «5»: знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «4»: знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование, ритмически правильное; пение недостаточно выразительное. Оценка «3»: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; пение невыразительное. Оценка «2»: исполнение неуверенное, фальшивое. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. Оценка выполнения тестовых заданий: Отметка «5»: 90 – 100% от общего объема заданий. Отметка «4»: 70 – 90% от общего объема заданий. Отметка «3»: 50– 70% от общего объема заданий. Отметка «2»: менее 50% от общего объема заданий. 2.10. Физическая культура Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся: Знания При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование. Оценка «5»: учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, использует в деятельности. Оценка «4»: за тот же ответ, если в нём содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценка «3»: отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2»: незнание материала программы. Техника владения двигательными умениями и навыками Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод. Оценка «5»: движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. Оценка «4»: при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем оценивании, но допустил не более двух незначительных ошибок. Оценка «3»: двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. Оценка «2»: движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность Оценка «5»: Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. Оценка «4»: Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. Оценка «3»: более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Оценка «2»: учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. Уровень физической подготовленности учащихся Оценка «5»: исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. Оценка «4»: исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. Оценка «3»: исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. Оценка «2»: учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки. Общая оценка успеваемости складывается по основным видам программы путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений. Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.